Банки.ру,
5 мая 2015 г.
Клиент не понимает
1402 просмотра
Страховой рынок не вызывает у россиян доверия, а сами страховщики ведут непрозрачный бизнес по отношению к клиентам. Такие выводы делают авторы мониторинга деятельности 25 крупных страховых компаний, подготовленного союзом общественных объединений «Международная конфедерация обществ потребителей» и международной организацией Consumers International.
Союз общественных объединений «Международная конфедерация обществ потребителей» («КонфОП») и международная организация Consumers International в рамках проекта Министерства финансов РФ, направленного на повышение уровня финансовой грамотности, представили отчет о результатах независимого мониторинга защиты прав и интересов страхователей. В качестве объектов исследования были выбраны 25 ведущих страховых компаний России, предоставляющие страховые услуги в десяти регионах страны.
Авторы мониторинга в первую очередь изучили качество услуг в сфере автострахования, добровольного страхования имущества, а также страхования жизни и здоровья заемщиков. По результатам исследования было выделено три основных типа проблем, с которыми сегодня сталкиваются россияне.
Во-первых, это отсутствие необходимой и достоверной информации на официальных сайтах страховых компаний. Авторы мониторинга замечают, что ни один из исследуемых онлайн-ресурсов не содержит типовой формы договора и не приводит возможных вариантов урегулирования споров. Лишь в 4% случаев потребитель может узнать об исключениях, то есть убытках или расходах, не подлежащих возмещению при наступлении страхового случая. Только половина организаций имеет на своем сайте калькулятор расчета стоимости полиса, а детальная информация о страховых рисках приводится в неявном виде, включая использование мелкого шрифта, наличие приложений и многостраничных правил.
Авторы исследования составили рейтинг страховщиков по уровню доступности получения первичной информации, где объем представленной на сайте компании значимой для потребителя информации (в первую очередь это «Правила страхования») выражен в процентном соотношении. Последнее место в рейтинге досталось компаниям «Транснефть» и «Компаньон», у которых 0 из 100% объема представленной информации на сайте. 5% информации у компании «Либерти Страхование», 10% из 100% – у страховых компаний «Альянс», «Оранта» (лицензия отозвана 29 апреля. – Прим. ред.) и «Эрго Русь». 20% информации на сайте представили «Югория», «Энергогарант», «Уралсиб», «АльфаСтрахование», «ВСК», «Росгосстрах» и «Ингосстрах». Чуть больше информации на своем сайте (25%) представили компании «МАКС», СГ «МСК» и «Согласие». С объемом первичной информации в 30% в рейтинг вошли «ЖАСО», «ВТБ Страхование», группа «Ренессанс страхование», «РЕСО-Гарантия». 35% из 100% у страховой компании «СОГАЗ». Еще лучше, по оценкам авторов независимого мониторинга рынка страховых услуг, показатели у компаний «Сургутнефтегаз» и «Цюрих» – 40%. Лидером среди участников рейтинга стала Объединенная страховая компания, объем представленной первичной информации на сайте которой оценен в 50%.
Финансовые организации, которыми являются и страховые компании, предлагают большое количество продуктов. Поэтому из-за многообразия продуктов составить некий среднестатистический договор для всех продуктов крайне сложно, объясняют страховщики. К тому же такой «средний» договор вряд ли будет полезен клиентам, полагают участники рынка. «Например, если взять страхование жизни, то при формировании предложения страховая компания старается быть максимально гибкой, учесть все пожелания и рисковые характеристики клиента. Многообразие продуктов здесь так велико, что составить некий среднестатистической договор для всех, взяв среднюю температуру по больнице, сложно», – отмечают в компании ERGO.
Вторая значительная проблема для клиентов, которую обозначили авторы мониторинга, – неадекватное изложение условий страхования в сводах правил, разрабатываемых страховщиком. Результаты исследования показывают, что лишь одна организация из 25 приводит в правилах четкое и последовательное изложение условий, не вызывающих проблем в понимании. В остальных случаях «Правила страхования» представляют собой многостраничный документ, в котором значимые для потребителя параметры могут находиться в различных частях документа либо изложены в некорректной форме.
Наиболее острые противоречия отмечаются в разъяснении потребителям процесса выплаты страхового возмещения. 65% страховых компаний, проанализированных в исследовании, предлагают описание процедуры выплаты. Но даже в этом случае в описании отсутствуют необходимые подробности. Так, при оформлении полиса автострахования 37% компаний включают дополнительные условия по пробегу и по количеству водителей, что влияет на сумму страховки. Но эти статьи расходов не разъясняются при калькуляции, отмечают авторы мониторинга.
Третьей проблемой клиентов страховых компаний эксперты назвали навязывание страховых услуг путем предложения «коробочных решений», суть которых разъясняется потребителю неудовлетворительно. В отчете авторов исследования говорится, что в случае оформления ипотечного кредита банки навязывают «свою» компанию, в которой производится страхование клиента, что ограничивает право выбора финансовой организации. Распространенным явлением при оформлении полиса автострахования каско является навязывание франшизы. Почти четверть (24%) исследуемых организаций не предоставляют уточнений при выборе франшизы. Зачастую данная услуга включается в договор без ведома потребителя, приходят к выводу авторы мониторинга.
«У нас в первом квартале 2015 года продано в 2,5 раза больше продуктов с франшизой, чем за аналогичный период прошлого года», – говорит генеральный директор ОСАО «Ингосстрах» Михаил Волков. По его словам, такой большой спрос автомобилистов на франшизу объясняется экономическими факторами: рост стоимости запчастей, инфляция сказываются на стоимости каско. Поэтому значительная часть автовладельцев в текущей ситуации предпочитает оптимизировать высокую стоимость полиса за счет страхования только части ущерба (бампер, стекло и т. д.).
Отметим, в службу по защите прав потребителей Банка России только за I квартал поступило около 13 тыс. жалоб от граждан, из которых 7 тыс. жалоб пришлось на страховые компании – в частности, по поводу ОСАГО. Комментируя эти цифры, заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин признал, что с трудом удается решать проблему навязывания дополнительных услуг. Дело в том, что проблематично разграничить кросс-продажи и навязывание услуг.
Начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков полагает, что результаты исследования показывают недостаточные усилия страхового сообщества по установлению цивилизованных отношений с клиентами. «Потребитель не получает в полном объеме информацию, которая требуется ему для принятия решения о выборе страховой услуги. Более того, он часто становится заложником ситуации, когда дополнительные услуги ему фактически навязываются», – отмечает Прусаков.
Председатель правления «КонфОП» Дмитрий Янин, резюмируя результаты мониторинга, утверждает, что страховой рынок в нынешней ситуации не вызывает доверия у потребителя. Страховщики не готовы прозрачно и понятно объяснять людям все существенные условия договора страхования. «В связи с этим государству необходимо направить усилия на повышение прозрачности предоставляемых услуг, способствовать стандартизации типовых видов страхования. Это позволит давать понятные разъяснения по каждому из пунктов представленной информации с учетом различного уровня финансовой грамотности потребителей», – заключил Янин.
Данис ЮМАБАЕВ, Banki.ru
Вся пресса за 5 мая 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика, Страховое право, Общественное мнение
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|